Большие бюджеты, большие головные боли – две картины из двух франшиз изо всех сил пытаются получить прибыль.
Даже такие проверенные временем искатели приключений, как Индиана Джонс и Итан Хант, оказались не застрахованы от зыбучих песков кинобизнеса. Герои боевиков, сыгранные Харрисоном Фордом и Томом Крузом, вернулись в кинотеатры с новыми фильмами в надежде, что мощная комбинация эскапизма и ностальгии оживит кассу. Но вместо этого обе картины становятся наибольшими разочарованиями лета 2023-го, и во многом – из-за непомерно раздутых бюджетов.
«Инди 5», вышедший в конце июня, собрал $375 миллионов по всему миру спустя шесть недель после премьеры. «МН 7», дебютировавший в июле, собрал $523 миллиона после пяти недель проката. Эти результаты внешне являются вполне респектабельными в существующем киноландшафте, особенно потому, что оба фильма являются частью франшиз, которым уже несколько десятков лет, и которые нацелены на более старую аудиторию.
Проблема в том, что каждый из этих сиквелов обошелся примерно в $300 миллионов, плюс маркетинг – не менее $100 миллионов. Это одни из наиболее дорогостоящих фильмов всех времен. По словам источников, знакомых с финансами подобных постановок, не оправдавших ожиданий, обе картины могут потерять почти $100 миллионов на своих кинотеатральных показах.
«Эти фильмы обошлись бы дешевле, если бы не коронавирус», — считает Шон Роббинс, главный аналитик Boxoffice Pro. «Но даже если это означало, что их бюджеты были раздуты, в конце концов, эти фильмы стоили столько, сколько стоили, и сработали так, как сработали».
Пока что разочаровывающая касса
Обычно руководители киностудий в частном порядке жалуются, что оценка прибыльности фильма исключительно по его театральным результатам (прим. RZN: показам на больших киноэкранах) не учитывает того, что эта же кинокартина зарабатывает по запросу, а также благодаря лицензионным сделкам на кабельном и потоковом вещании.
Студии не предоставляют полной информации о том, сколько всего денег приносят фильмы, помимо кассы театральных сборов. Тем не менее, есть основания полагать, что эти потоки доходов в конечном итоге сделают первую часть «Смертельной расплаты» и «Колесо судьбы» более ценными, чем можно предположить по итогам продажи билетов.
Глава «Диснея» Боб Айгер, к примеру, недавно заявил аналитикам, что, хотя под его руководством компания работает над снижением стоимости производства фильмов, создание «Колеса судьбы» способствовало всплеску интереса к предыдущим фильмам об Индиане Джонсе на стриминге Disney+.
«Всегда есть возможность вернуть деньги с потоковых показов и других продаж, но это где-то далеко и в будущем. Это игра в долгую, а не в короткую», — объяснил Джефф Бок, аналитик Exhibitor Relations. «Киностудии не хотят становиться прибыльными лишь спустя 25 лет».
Что касается «Смертельной расплаты, части первой», то источники, знакомые с финансовым моделированием этой картины, говорят, что блокбастер окупится, даже если сможет собрать только $600 миллионов в мировом прокате. На сбор этой суммы может уйти не только театральный тираж фильма, но также доходы от стриминга и продажи лицензированных показов, однако в валовой выручке будет учитываться доля Тома Круза. Он остается одной из очень немногих кинозвезд Голливуда, все еще получающих контрактные бонусы прежде, как фильм с его участием выйдет в прибыль.
Но такие франшизы, как «Миссия невыполнима» и «Индиана Джонс», изначально рассчитывались на получение сверхприбыли порядка $100 миллионов. В конце концов, предыдущее приключение Инди – «Королевство хрустального черепа» – собрало $790 миллионов по всему миру и остается самым кассовым фильмом франшизы, без учета инфляции.
Предыдущая часть «МН» – «Последствия» – собрала лучшую в этой франшизе кассу в размере $791 миллиона, в то время как «Топ Ган: Мэверик», познакомивший новое поколение с обожанием Томом Крузом умопомрачительных смертельных трюков, опрокинул миллиард-долларовую отметку в 2022 году.
Дорого и не мило
Суровая реальность такова, что блокбастеры сталкиваются с очень коварным путем к своей прибыльности. Возьмем высокооктановый фильм Universal «Форсаж 10», производственный бюджет которого составил $340 миллионов: несмотря на то, что этим летом он заработал $704 миллиона в мировом прокате, этот боевик едва уполз в плюс и принесет слишком скромную прибыль, согласно источникам, знакомым с его финансированием.
Все это сопровождается важной деталью. Производственные бюджеты на крупные фильмы эпохи пандемии резко выросли из-за задержек с датами выпуска и мер безопасности, связанных с ковидом. Тем временем глобальные кассовые сборы сокращаются, поскольку два значимых рынка, Китай и Россия, остаются в лучшем случае неопределенными, а в худшем – недоступными.
Например, для «Последствий» 2018 года с Итаном Хантом Китай привнес в валовую прибыль $181 миллион по сравнению с жалкими $48,2 миллионами по премьерной «Смертельной расплате». Из-за сокращения международного рынка западные фильмы всех форм и размеров изо всех сил пытаются вернуть себе допандемические кассовые сборы.
Только четыре фильма (пока что) в 2023-м, восемь в 2022-м, пять в 2021-м и ни одного в 2020 году смогли заработать более 700 миллионов долларов. Такой вот результат по сравнению с 12 сверхприбыльными картинами в 2019-м и девятью в 2018-м.
К сожалению, производство фильмов в США, скорее всего, уже не сможет стать дешевле, даже несмотря на ослабление ограничений из недавней эпохи коронавируса. Двойная забастовка в Голливуде, вызвавшая срыв кинопроизводства, означает, что несколько крупных проектов, запланированных на 2024 год и далее, уже не выйдут на свои премьерные даты.
По оценкам некоторых руководителей киностудий, затраты на производство фильмов, находившихся в производстве, когда актеры вышли на пикеты в июле следом за сценаристами, выросли на целых $2 миллиона в месяц.
Но кассовые сборы этого лета тоже показали победителей. И некоторые из них не происходят из ранее существовавших франшиз. Нолановский «Оппенгеймер» обещает быть чрезвычайно прибыльным, поскольку продажи билетов уже превысили $650 миллионов при ориентировочном бюджете в 100 миллионов долларов. Есть еще «Барби» Греты Гервиг, сделанная за сравнительно невысокие $145 миллионов и привнесшая что-то свежее в своем феминистском взгляде на популярную куклу. «Розовая» кинокартина уже собрала 1,18 миллиарда долларов по всему миру и совсем скоро обгонит «Братьев Супер Марио» – прежний наиболее кассовый (свыше $1,3 млрд.) релиз 2023 года.
Читать нас в Дзен Новостях